«ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ПЛОДООВОЩНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СЕЛЕ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ»
Наличие патента: Имеются патенты на полезные модели РФ № 81152 «Устройство для стабилизации положения транспортного средства», № 93754 «Навесное перегрузочное устройство для автомобилей», № 96547 «Прицепное транспортное средство для перевозки сельскохозяйственных грузов»,           № 105233 «Самосвальный кузов транспортного средства для перевозки легкоповреждаемой сельскохозяйственной продукции» и патенты на изобретения РФ № 2519304 «Устройство стабилизации кузова транспортного средства», № 2532829 «Устройство для транспортировки плодоовощной продукции», поданы заявки на полезную модель «Тягово-сцепное устройство с пневмокомпенсатором колебаний» и изобретение «Самосвальный кузов для перевозки легкоповреждаемой продукции».
Краткое содержание проекта:

Актуальность проекта. Транспорт в сельскохозяйственном производстве является связующим звеном единой технологической цепи. Развитие сельскохозяйственного производства неизбежно влечет за собой увеличение объема перевозок и грузооборота. Поэтому вопросы повышения эффективности работы транспорта, снижения себестоимости перевозок и повышения производительности труда приобретают большое значение.

На внутрихозяйственных перевозках, наряду с автомобилями, широко используется тракторный транспорт. Рациональность применения колесных тракторов на внутрихозяйственных перевозках обосновывается возможностью их движения как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам. Удельный вес перевозок тракторным транспортом составляет 50-60% от общего объема внутрихозяйственных перевозок в сельском хозяйстве.

Высокого уровня достигло применение тракторного транспорта в странах Западной Европы и США. Так в хозяйствах ведущих стран Западной Европы (Германия, Италия, Франция и др.) около 70-90% перевозок сельскохозяйственных грузов осуществляется тракторным транспортом.

Современное состояние сельскохозяйственного транспорта (значительной его части, около 70%) характеризуется сильной изношенностью подвижного состава, неудовлетворительным состоянием производственной базы. Более 30% транспортных средств эксплуатируются за пределами нормативного срока службы, остальная часть приближается к этому состоянию. В целом же обеспеченность агропромышленного комплекса сельскохозяйственными транспортными средствами ниже агротехнических требований.

Снижение темпов пополнения и обновления парка транспортных средств за последние годы привело к значительному ухудшению их технического состояния, работоспособности и транспортного обслуживания производственных процессов в сельском хозяйстве.

Для устранения недостатков транспортного обслуживания АПК необходимо совершенствовать технологии перевозок с применением транспортной логистики, пополнять и обновлять имеющийся транспортный парк, но в связи с низкой платежеспособностью сельскохозяйственных предприятий и высокими ценами на автотракторную технику проблема обеспечения сельского хозяйства транспортными средствами приобретает наиболее острый характер. Цены на транспортные средства постоянно растут. Приобретение специализированных транспортных средств снижает коэффициент использования пробега, увеличивает капиталовложения на подвижной состав, себестоимость перевозок и, как следствие, цены на сельскохозяйственную продукцию. Специализированный подвижной состав в отличие от универсальных транспортных средств выполняет транспортно-производственные процессы в определенных условиях с меньшими затратами трудовых ресурсов. Однако специализация приводит к усложнению конструкции, увеличению материалоемкости и стоимости транспортных средств, а также значительному сокращению номенклатуры выполняемых работ.

Таким образом, создание новых научно-обоснованных решений в технологиях и технике для внутрихозяйственных перевозок плодоовощной продукции в условиях АПК России является актуальной научно-технической задачей, решение которой вносит значительный вклад в развитие страны, а так же способствует реализации безубыточного, конкурентоспособного производства.

Цель проектаминимизировать затраты на уборочно-транспортные работы, повысить производительность перевозок и сохранить качество плодоовощной продукции при доставке её к потребителям и местам хранения путем создания универсальных транспортных средств для внутрихозяйственных перевозок.

Задачи проекта:

- разработать и теоретически обосновать технико-технологические решения, обеспечивающие снижение затрат на уборочно-транспортные работы, повышение готовности мобильных энергетических средств к использованию по назначению, увеличение производительности перевозок и сохранение качества плодоовощной продукции при доставке их к потребителям и местам хранения;

- оценить экономическую эффективность предлагаемых решений, составить выводы и рекомендации производству.

Руководитель проекта – доктор технических наук, профессор И.А. Успенский. 

Рынок сбыта, практическое применение: Небольшие садоводческие хозяйства и сельскохозяйственные предприятия, для которых садоводство не является единственным видом хозяйственной деятельности.
Коммерциализация:

Численность исполнителей – 2 чел.

Фонд оплаты труда – 80 тыс. руб.

Материальные затраты – 60 тыс. руб.

Суммарные затраты – 140 тыс. руб.
Конкуренты: На внутреннем рынке аналогов нет, на внешнем не выявлены.
Этапы реализации проекта:

1. Разработка инновационных решений в технологиях и технике внутрихозяйственных перевозок плодоовощной продукции растениеводства (2015 г.).

2. Внедрение транспортных средств, оснащенных разработанными инновационными техническими решениями на сельскохозяйственных предприятиях Рязанской области

Финансово-экономические показатели:

По сравнению с серийными транспортными средствами: 1) увеличение выхода товарной продукции при транспортировке; 2) увеличение производительности перевозок на 12-16%; 3) снижение эксплуатационных затрат на 10,8-11,7% и уменьшение потерь перевозимых грузов навалом или в контейнерах до 1,17…1,35 раз.

Ориентировочная стоимость универсального транспортного средства 270 тыс. рублей. Ориентировочная прибыль от одного универсального транспортного средства 150-200 тыс. рублей в год при объеме перевозок 1320 тонн.
Кооперация с другими предприятиями: Возможна кооперация с предприятиями сельскохозяйственного машиностроения.
Финансовые источники (используемые, планируемые): Планируется задействование средств хозяйств и предприятий.