Выступление 13 марта министра промышленности и наукоемких технологий Олег Владимировича Евсеенкова на расширенном  заседании Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы на тему "Пути решения вопроса поддержки отечественных товаропроизводителей (на примере текстильной и легкой промышленности)"

Легкая промышленность Рязанской области представлена двумя видами экономической деятельности – производство кожи, изделий из кожи и обуви и швейным производством. Основное предприятие кожевенной промышленности – «Русская кожа», крупнейший производитель и экспортер кож в Восточной Европе, есть обувная фабрика Рязаньвест, швейная промышленность представлена малыми и средними предприятиями.

Существовавшие предприятия текстильной промышленности – Кораблинская текстильная мануфактура, Мурминская суконная фабрика, Михайловская фабрика нетканых материалов прекратили свою деятельность.

 В целом с 1995 по 2011 численность работающих по этим видам деятельности сократилась с 22 до менее чем 9 тыс. чел., из них 5 тыс. чел работают в малых предприятиях. При этом кожевенная промышленность имеет максимальную из всех видов обрабатывающих производств степень износа основных фондов – 64%, в швейной промышленности она достигает 50%.

По итогам 2011 года доля легкой промышленности в общем объеме отгруженных товаров обрабатывающих производств составила 4,9%, число замещенных рабочих мест – 6,2% от обрабатывающих производств, доля поступлений налогов в консолидированный бюджет области – менее 1%, доля в объеме инвестиций обрабатывающих производств – четверть процента.

Особенно тяжелая ситуация складывается в швейной промышленности. Несмотря на то, что в ней занята основная часть работающих в легкой промышленности (порядка 7 тыс. чел) и данный вид деятельности выпускает конечный товар, ее доля объеме отгрузки обрабатывающих производств по итогам 2011 года составила всего порядка 1%, в налогах в консолидированный бюджет области – 0,4%, в инвестициях обрабатывающих производств – 0,02%; почти половина предприятий вида деятельности была убыточной, а средняя заработная плата составила 9 тыс. руб. в месяц, что более чем в 2 раза ниже средней по обрабатывающим производствам.

Основными проблемы отрасли являются, с нашей точки зрения, следующие. С одной стороны, резкое сужение рынков сбыта в связи с открытием рынка для более конкурентоспособных либо по цене, либо по качеству и уровню маркетинга азиатских и европейских производителей, а с другой – высокая доля ручного, преимущественно женского, труда, что в условиях российской налоговой системы резко снижает финансовую базу для развития швейных предприятий. Комбинированное воздействие ЕСН и НДС на фонд оплаты труда составляет 58%!

Если говорить о рынке сбыта рязанской швейной промышленности, то можно выделить три его составляющие. Во-первых, это рынок корпоративной профессиональной одежды. Во-вторых, это рынок государственных закупок вещевого довольствия, прежде всего для нужд Минобороны РФ. В-третьих, это розничный гражданский рынок.

Если на первом – корпоративном – рынке нашим предприятиям еще удается конкурировать, то на рынке госзакупок складывается неоднозначная ситуация. Закупки зачастую выставляются огромными лотами, не выполнить, не представить финансовое обеспечение по которым отечественные предприятия легкой промышленности не в силах. Например, 6 марта министерство обороны объявило аукцион на поставку форменной одежды (заказ №0173100004512000119 на zakupki.gov.ru) на 4,9 млрд. руб. одним лотом. Только размер обеспечения заявки по такому лоту составляет 250 млн. руб.! Очевидно, что выиграть его малые и средние российские швейные предприятия не в состоянии.

На розничном рынке наши производители сталкиваются с одной стороны, с конкуренцией дешевых одежды, обуви, галантереи и проч., производимых в Юго-Восточной Азии, которые могут обеспечить такие цены за счет более дешевого труда, гораздо меньших расходов на коммунальную инфраструктуру, а также, порой, за счет использования некачественных или даже опасных материалов. Для сохранения и развития отечественной легкой промышленности необходимо выровнять условия конкуренции за счет жесткого контроля поставляемых товаров и тарифных мер, обеспечивающих сопоставимые условия хозяйствования.

С другой стороны, отечественная продукция порой проигрывает по качеству и очень часто – по дизайну и уровню бренда продукции европейских и турецких производителей (торговых марок). Причем зачастую это происходит не столько по объективным причинам, сколько является укоренившимся потребительским стереотипом. И на системном уровне пока ничего не делается, чтобы этот стереотип изменить, даже главным российским событием в мире моды является мероприятие с названием «Mercedes-Benz Russian Fashion Week». Необходимо как создать возможности для повышения квалификации работающих на предприятиях модельеров-дизайнеров, так и обеспечить широкую компанию по продвижению отечественных брендов в сознание потребителя.

Кроме того, для малых предприятий существенную проблему представляет нахождение дилеров (розничных продавцов) своей продукции, поскольку из-за своего размера они не могут идти путем создания магазинов под собственным брендом, по которому идут основные мировые игроки.

Исходя из вышесказанного, нам представляются необходимыми следующие меры по поддержке отечественной легкой промышленности.

 В части финансовой поддержки модернизации и технического перевооружения отечественной легкой промышленности:

1)     отмена (обнуление ставки) для предприятий легкой промышленности НДС на 5 лет и еще на 5 лет ее снижение до 10%, как это предусмотрено сейчас для ряда социально-значимых товаров;

2)     освобождение предприятий легкой промышленности на 5 лет от налога на прибыль части прибыли, направленной на приобретение нового оборудования.

Обе эти меры не окажут существенного влияния на наполняемость государственного бюджета, учитывая крайне малую долю легкой промышленности (по крайней мере, швейной) в консолидированном бюджете;

3)     субсидирование 100% ставки рефинансирования по кредитам / лизинговым платежам, привлеченным предприятиями легкой промышленности на техническое перевооружение и приобретение оборудования;

4)     государственное финансирование на конкурсной основе разработки принципиально нового оборудования для легкой промышленности, позволяющих кардинально сократить его материало- и трудоемкость, переход на новые материалы (в том числе замещение хлопка льном); запрет на экспорт разработанного по таким программам оборудования в течение 5 лет. Отбор проектов должен осуществляться с привлечением будущих потребителей разработок – предприятий легкой промышленности и отраслевых объединений.

В части нетарифных методов таможенного регулирования:

5)     осуществление регулярного контроля пересекающих таможенную границу Российской Федерации и реализуемых в торговых точках одежды и обуви, прежде всего детской, на предмет содержания в них опасных и вредных веществ с использованием современного аналитического оборудования (например, переносных масс-спектрометров), недопуск на территорию РФ соответствующих товаров, не удовлетворяющих требованиям безопасности и качества;

 В части совершенствования системы государственных закупок (закона о федеральной контрактной системе):

6)     введение в проект закона норм, требующих от государственных заказчиков осуществлять закупки стандартных товаров по критерию «наименьшие затраты бюджета»: цена единицы товара за вычетом суммы, которая вернется в бюджет РФ в виде налогов[1];

7)     введение в проект закона норм, запрещающих не формирование лотов, превышающих 50% годовой производственной мощности крупнейшего отечественного предприятия – производителя соответствующих товаров для поддержания конкуренции между производителями и обеспечения безопасности поставок с точки зрения возможности безболезненного переключения между поставщиками;

 В части государственной поддержки отечественных брендов и каналов продаж:

8)     реализация, при государственном со-финансировании, программы по повышению квалификации модельеров-дизайнеров отечественных предприятий в зарубежных учебных заведениях, стажировок на зарубежных предприятиях, возможно, в рамках Президентской программы повышения квалификации управленческих кадров;

9)     государственная информационная и финансовая поддержка проведения дней российской моды в основных городах (свыше 250-400 тыс. чел.) Российской Федерации с представлением моделей региональных и «федеральных» дизайнеров в случае, если общественные объединения предприятий легкой промышленности и дизайнеров возьмутся за их проведение;

10)субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемых торговыми организациями на приобретение продукции отечественных предприятий легкой промышленности, при условии, что в обороте соответствующей торговой организации за последний отчетный период более 50% составили товары отечественной легкой промышленности;

11)разработка отечественного одежного, обувного и галантерейного торгового бренда (брендов), его продвижение и представление бесплатной франшизы всем торговым точкам, желающим работать под этим брендом и продавать продукцию отечественных производителей.


Разумеется, все эти меры поддержки должны предоставляться реально отечественными компаниями, а не зарегистрированными в России фирмами, большая часть персонала которых состоит из легальных и нелегальных мигрантов из Юго-Восточной Азии. Для подтверждения этого, видимо, необходимо силами региональных властей и федеральной миграционной службы формировать и регулярно актуализировать реестр отечественных предприятий легкой промышленности.